Новости

Добрые вести с медфакультета (кафедра педиатрии).

Добрые вести с медфакультета (кафедра педиатрии). 

В настоящее время ни один медицинский вуз немыслим без наличия симулятивного обучения, где будущие врачи на различных тренажёрных установках, манекенах, муляжах и т.п. отрабатывают профессиональные навыки. Здесь же проводится оценка уровня практической подготовки студентов, ординаторов и уже состоявшихся врачей.
Имеется такой центр и у нас на медфакультете КРСУ. За последние 5 лет он планомерно укомплектовывался симулятивным оборудованием, которое сейчас насчитывает более 100 экземпляров на 80 млн. сомов.
По оценке Департамента учебных заведений и кадровой политики Минздрава РФ, данный Центр вполне пригоден для симулятивного обучения, организации объективного структурированного квалификационного экзамена (ОСКЭ) и аккредитации врачей.
Тем не менее, запуск Центра на полную мощность требовал предварительной подготовки грамотного персонала, обучения прежде всего самих преподавателей технологии работы в симулятивных условиях. Получить такого рода опыт деканат медфакультета решил с помощью Российской Медицинской Академии Непрерывного Образования (РМАНПО), с которой у нашего университета имеется договор о сотрудничестве. Стоит отметить, что руководство Академии в лице академика Сычёва Д.А. быстро откликнулось на нашу просьбу и согласилось провести цикл повышения квалификации «Практические аспекты медицинского симуляционного обучения в системе непрерывного профессионального образования» на своей базе для коллег с медицинского факультета КРСУ.
13 ноября наша делегация в составе 10 преподавателей разных кафедр, в том числе кафедры педиатрии медфака прибыла в г. Москву, где была размешена в общежитии РМАНПО.
Занятия начались буквально на следующий день и проходили в Многопрофильном аккредитационно-симуляционном центре РМАНПО. Проводила их сама руководитель Центра ведущий эксперт в области высоко реалистичной симуляции, преподаватель курса практической подготовки врачей, д.м.н., профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии Валетова Валерия Вячеславовна.
В первый учебный день состоялось знакомство, экскурсия по центру. Сразу же были разобраны основные принципы проведения учёбы, куда вошли темы по организации пространства, выбору и размещению оборудования, структуре занятий. Усвоены принципы группового обучения и коммуникации в симуляционных условиях. 
Экскурсия по центру РМАНПО произвела яркие и незабываемые впечатления на всю нашу команду. Сам центр состоит из 36 комнат, которые оснащаются в зависимости от необходимости в типе «станции», требуемой для аккредитации. В каждой комнате, где проходит аккредитация, установлено видеонаблюдение, обеспечена дистанционная видео и голосовая связь эксперта и экзаменуемого. Видео камеры (от 2-х и более) обеспечивают полное наблюдение за всем происходящим в помещении. В составе центра имеются два компьютерных класса, оснащенных машинами с программным обеспечением, разработанным, предоставленным и обсуживающимся Минздравом РФ, согласно руководствам, протоколам и нормативным актам для всех этапов аккредитации (включая тестирование и решение ситуационных задач). 
Здесь следует дать определённое пояснение, касающееся подготовки врачебных кадров в России. Сама российская программа обучения врачей по своему содержанию, методологии, срокам обучения и госаттестации (госэкзаменам) не сильно отличается от кыргыстанской. Госэкзамен состоит из трёх этапов: тестирования, сдачи практических навыков на базе симулятивного центра и устного собеседования.
Но если в нашей стране после получения врачебного диплома все в обязательном порядке должны пройти клиническую ординатуру, длительностью в основном до 3-х лет, то российские выпускники, желающие пойти работать в первичное звено здравоохранения (общим терапевтом, хирургом, стоматологом, педиатром), могут осуществить это сразу, без ординатуры. Единственно, что им потребуется – пройти первичную аккредитацию, которая осуществляется комиссией, но уже формируемой не самим вузом, а Минздравом РФ. План работы данной комиссии включает в себя опять же тестирование, сдачу практических навыков и устный экзамен.
Штатное расписание симулятивного центра предусматривает наличие преподавателей-тренеров, IT-специалистов, мед.техников, ассистентов-делопроизводителей. Экспертами являются специалисты, приглашенные из различных лечебно-профилактических учреждений г.Москвы.
Второй день тренинга был посвящен принципам обучения конкретным навыкам в симулированных условиях. Нам предоставили возможность индивидуально провести обучение определённым навыкам внутри группы. При этом сначала отрабатывался врачебный навык, а затем проводился разбор техники его освоения. 
Третий и четвертый дни прошли с разбором реалистичного клинического сценария. В ходе его были рассмотрены принципы создания, написания сценария, выбора оборудования, обеспечения хода симуляции и правильного ее завершения. Групповая работа посвящалась оценке эффективности созданного сценария. Особое место в обучении занимал «дебрифинг» – как форма группового обучения и индивидуальной оценки испытуемого. Изучались структура «дебрифинга» и отрабатывалась на практике тактика его проведения. Помимо этого, преподаватели по направлению «стоматология» ознакомились со специализированным аккредитационно-симуляционным стоматологическим центром, где все вышеперечисленные принципы и задачи выстраивались для правильной организации занятий конкретно со студентами-стоматологами. 
Пятый день запомнился ещё ярче, поскольку нам разрешили самостоятельно участвовать в одном из этапов аккредитации у врачей – в качестве приглашенных экспертов. Кроме того, в тот же день была получена информация по принципам проведения и структуре аккредитационного экзамена.
Учеба завершилась вручением каждому участнику цикла удостоверения о повышении квалификации (Джанабилова Г.А., Зейвальд С.В.).
Надеемся, что полученный опыт, знания и навыки в РМАНПО позволят уже в этом учебном году активизировать работу всех клинических кафедр факультета, в том числе кафедры педиатрии в симуляционном центре КРСУ.